На сегодняшний день практически все образовательные учреждения имеют компьютеры и наборы образовательных ресурсов на компакт-дисках (хотя зачастую и не отвечающих, требованиям к ним). Вслед за компьютерами в учебные заведения начали поступать цифровые образовательные ресурсы (ЦОР) для совершенствования учебного процесса. Внедрение цифровых образовательных ресурсов в учебный процесс влечет за собой применение новых методов учебно-воспитательного процесса, повышения педагогической компетентности учителя. У электронных учебных материалов огромные потенциальные возможности, создающие условия для успешного решения дидактических задач. ЦОР – необходимые для организации учебного процесса и представленные в цифровой форме фотографии, видеофрагменты, модели, ролевые игры, картографические материалы, отобранные в соответствии с содержанием конкретного учебника, «привязанных» к поурочному планированию и снабженные необходимыми методическими рекомендациями. Простой ЦОР - используемый как единое целое, и не допускающий деления на отдельные элементы, которые могли бы использоваться самостоятельно. Примерами «простых» ЦОР являются: документы в форматах MS Office, HTML, PDF и др., иллюстрация в формате JPEG, аудиозапись, видеозапись, отдельный объект учебного курса, выполненного на определенной технологической платформе. Сложный ЦОР - состоящий из элементов, которые можно использовать отдельно как самостоятельные образовательные ресурсы. Примерами «сложных» ЦОР могут являться: электронный учебный курс по определенному предмету (программе), система тестирования, тематический каталог. Комплекты ЦОР предназначены для выполнения следующих задач: помощь учителю в подготовке и проведении урока, а также помощь обучающемуся в подготовке домашнего задания. Применение цифровых образовательных ресурсов оправдано, так как позволяет активизировать деятельность обучающихся, дает возможность повысить качество образования, повысить профессиональный уровень педагога, разнообразить формы общения всех участников образовательного процесса. Но необходимо создать условия для творческой и исследовательской деятельности обучающихся с различным уровнем развития. Современный компьютер - надежный помощник и эффективное учебное средство в преподавании различных школьных предметов. Но сам по себе компьютер бесполезен, если нет доступа к информации: не обеспечен доступ к современным электронным ресурсам в Интернет или на компакт-дисках. А использование учителем качественных цифровых образовательных ресурсов делает реальным для обучающихся получение адекватного современным запросам школьного образования вне зависимости от месторасположения учебного заведения.


Использование возможностей он-лайн обучения даёт широкие возможности для управления учебной деятельностью, формирует новый характер взаимодействия преподавателя и обучающегося. На учебных сайтах размещаются:

● учебные материалы,

● задания и упражнения для слушателей,

● комментарии преподавателей к выполненным заданиям и, по решению преподавателя курса, наиболее интересные работы слушателей,

● журнал успеваемости.

Современные средства цифрового образовательного взаимодействия обеспечивают интерактивный способ обучения. Обучающиеся получают возможность осуществлять оперативную связь, а преподаватель — оперативно реагировать на запросы обучающихся, контролировать и своевременно корректировать их работу. Для того, чтобы помочь обучающимся сформировать положительный настрой на работу, преподаватель, использующий возможности цифровых технологий, должен специально продумать мотивационную сторону обучения. Как известно, мотивация у обучаемого складывается из нескольких компонентов: стремления к познанию окружающего мира (новых технических средств, идей и пр.), возможности профессионального роста, перспективы получить более престижную работу и т.д. Очень часто интерес к изучаемому предмету возникает от общения с преподавателем, который заражает обучающихся своим энтузиазмом.

Предложенный список рекомендуемой к использованию литературы, ссылки на ресурсы Интернет помогут обучающемуся самостоятельно использовать их в своей работе над разделами курса. Этот список рекомендуется регулярно обновлять в связи с тем, что постоянно появляются новые материалы, а старые ссылки нередко теряют силу.


Особенно эффективным видом современных интерактивных технологий становится интерактивная игра, создающая наилучшие условия развития, самореализации членов учебно-воспитательного процесса. Интерактивные игры позволяют изменить и улучшить формы поведения и деятельности субъектов педагогического взаимодействия и способствуют осознанному усвоению этих форм. Сегодня все большую популярность приобретают образовательные квесты. Веб-квест технология представляет проблемные задания-проекты с элементами ролевой игры, для выполнения которых используются информационные ресурсы Интернета. Данная технология сочетает в себе активные методы обучения с преимуществами информационно-интерактивных технологий. В мифологии и литературе понятие «квест» изначально обозначало один из способов построения сюжета - путешествие персонажей к определенной цели через преодоление трудностей. Образовательный квест - педагогическая технология, включающая в себя набор проблемных заданий с элементами ролевой игры, для выполнения которых требуются какие - либо ресурсы, и в первую очередь ресурсы Интернета. Разрабатываются квесты для максимальной интеграции Интернета в различные учебные предметы на разных уровнях обучения в учебном процессе. Они могут охватывать отдельную проблему, учебный предмет, тему, также могут быть и межпредметными. Квесты можно использовать для работы с обучающимися, родителями, коллегами. Но, мало кому известно, каким же образом квесты пришли в образовательный процесс. Можно считать, что первые квесты появились еще в эпоху древних цивилизаций и сопровождают человечество всю его историю. Ведь, квест - это головоломка, а головоломки людям приходилось разгадывать во все времена. В разное время люди пытались отыскать клад, зарытый пиратами и оставившими зашифрованную карту, или верили, что можно найти сказочное дерево или какой-либо предмет, которые могут принести счастье и т.п. До определенного времени квесты и педагогика существовали параллельно и не были связаны между собой. Революция в этом вопросе произошла благодаря компьютерным технологиям. В педагогику квест-технология пришла из мира компьютерных игр в конце XX века.


Цифровые образовательные ресурсы и инструменты геймификации в реализации инновационных форм урочной и внеурочной деятельности